ДОМОЙ
на ГЛАВНУЮ
В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года.
Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий. По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц.
Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя - 60°, нижняя - 54°. Толщина остального


























Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света.
Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего. В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки.
Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора ОУ-3ГК составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других - перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы.

Средний танк Т-62
На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11 с 5,5-кратным увеличением и углом обзора 6°. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора Л-2Г, установленного в передней части башни рядом с пушкой.
Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ ТНП-165.
Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом ТНП-165, который установлен перед люком.
Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС"Молот"). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60°. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Горизонтальный угол наведения составляет 360° , вертикальный угол наведения - от -6° до+16°.
В боекомплект Т-62 входят 115-мм выстрелы 3УБМ3, 3УБМ4, 3УБМ5, 3УБМ9 и 3УБМ13 с бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ3, 3БМ4, 3БМ6, 3БМ21 и 3БМ28 (12 выстрелов); выстрелы 3УБК3 и 3УБК7 с бронебойными кумулятивными снарядами 3БК4, 3БК4М и 3БК15М (6 выстрелов); выстрелы 3УОФ1, 3УОФ6 и 3УОФ37 с осколочно-фугасными снарядами 3ОФ11, 3ОФ18 и 3ОФ27 (22 выстрела).
Боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30`, и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз. От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
С 1969 года на некоторые танки устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 года - квантовый дальномер КТД-1.
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на, Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.
Запас топлива составляет 675 литров во внутренних и 285 литров в наружних топливных баках. Кроме того, допускается установка дополнительных топливных баков емкостью 400 литров (две 200-литровых бочки на кронштейнах в кормовой части корпуса). Средний расход топлива при движении по шоссе составляет 1,9-2,1 л/км; при движении по пересеченной местности - 3-3,3 л/км; при постановке дымовой завесы с помощью ТДА - 10 л/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром и весит 1386 кг.
Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего.

Часть танков Т-62 была приспособлена для работы с колейными минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.
Танки Т-62 в разное время поступали на вооружение многих армий, в том числе ДРА, Алжира, Анголы, Болгарии, Египта, Кубы, Эфиопии, Ирака, Ирана, Ливии, Монголии, Сирии, Вьетнама, Йемена, Ямайки, Сомали и др.
В 1973-1978 году в Чехословакии было собрано около 1500 танков Т-62, которые поставлялись на экспорт. С конца 70-х по 1994 год в Северной Корее собрано около 1000 танков Т-62.

Иракские танки Т-62 отличались установкой стальных защитных колпаков на ИК-прожектор Л-2Г расположенный в передней части башни рядом с пушкой и на ИК-прожектор ОУ-3ГК располженный перед командирским люком. Ходовая часть прикрывалась бортовыми противокумулятивными экранами.
Некоторые египетские танки Т-62 оснащались дымовыми ракетами "Шакр", установленными в задней части по обе стороны башни. В настоящее время все танки оснащены новыми 115-мм стволами, разработанными специально Британским Королевским Арсеналом для замены изношенных орудий.
В Болгарии в настоящее время все танки Т-62 переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины TV-62M. При переоборудовании башня полностью демонтировалась, а на погоне жестко крепилась срезанная крыша башни танка Т-55. В задней части корпуса устанавливалась лебедка и ОПВТ.
Большое количество танков Т-62 было захвачено Израилем в ходе боевых действий в 1967 и 1973 годах. Трофейные танки получили наименование Tiran 3. В дальнейшем танки подверглись несущественным изменениям, коснувшимся в основном размещения навесного оборудования и ЗИПа. Модифицированные танки именовались Tiran 6. В настоящее время танки числятся в резерве.
В 1961 году на экспериментальном танке Т-62 был смонтирован опытный механизм заряжания "Желудь" на 22 выстрела, которые были размещены во вращающемся конвейере горизонтально на полу боевого отделения. Эта конструкция явилась прообразом автомата заряжания основного танка Т-72. В 1965 году для танка Т-62 был разработан автоматизированный привод управления агрегатами трансмиссии, который имел три режима работы - автоматический, полуавтоматический и ручной. Экспериментальные танки, оснащенные этим приводом, именовались как "Объект 612". В 1969 году на базе танка Т-62 был разработан экспериментальный образец, на котором устанавливался многотопливный двигатель В-36Ф мощностью 471 кВт (640 л.с.), являвшийся модификацией двигателя семейства В-2. Ходовая часть была изменена за счет применения двухскатных поддерживающих катков и опорных катков с дисками из алюминиевого сплава. Максимальная скорость танка возросла до 55 км/ч.

Основные тактико-технические характеристики среднего танка Т-62 
Масса, т  37,5
Экипаж, чел.  4 

Габаритные размеры, мм: 
Длина  9335
Ширина  3300 
Высота  2395 
Клиренс  430 
Вооружение  115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС
7,62-мм пулемет СГМТ
Боекомплект  40 выстрелов
2500 патронов
Боевая скорострельность, выстр./мин.  3-5


Броневая защита, мм/°: 
Лоб корпуса  102/60; 102/54
Борт корпуса  15-79
Корма корпуса 46 
Крыша корпуса 31
Днище корпуса 20
Лоб башни  242
Борт башни  153
Корма башни  97
Крыша башни  40


Двигатель  В-55В
Мощность двигателя, л.с.  580
Скорость максимальная, км/ч  50 
Запас хода, км: 
по шоссе  450 (с доп. баками - 650)
вне дорог  320 (с доп. баками - 450)

Удельное давление на грунт, кг/кв.см  0,77


Преодолеваемые препятствия: 
высота стенки, м  0,8
ширина рва, м  2,85
глубина брода, м  1,4 (с ОПВТ - 5)
подъем, град.
Модификации среднего танка Т-62
Т-62
- принят на вооружение в 1961 году - базовый танк.
Т-62А
- принят на вооружение в 1962 году. Установлена новая литая башня и нарезная 100-мм пушка У8-ТС(Д-54) с улучшенными, по сравнению с Д-10Т2С, характеристиками и двухплоскостным стабилизатором вооружения "Комета". Для удаления стрелянных гильз установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. Танк серийно не выпускался, т. к. вовремя не был готов новый бронебойный снаряд к пушке и стабилизатор вооружения.
Т-62К
- принят на вооружение в 1964 году. На нем дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, коротковолновая радиостанция Р-112 и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки до 36 выстрелов и пулемета до 1750 патронов, изменено размещение ЗИПа. Танк находился в серийном производстве до 1973 года.

Т-62Д
- принят на вооружение в 1983 году. Дополнительно бронированы корпус, башня, днище и установлены бортовые резиновые экраны, а также установлен комплекс активной защиты 1030М "Дрозд". Вариант с дизелем В-46-5М называется Т-62Д-1.

Т-62М
- принят на вооружение в 1983 году. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны толщиной 10 мм и антинейтронный подбой на башне. На башне устанавливались гранатометы системы постановки дымовых завес 902Б "Туча". Введена гусеница с РМШ от танка Т-72. Дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор "Метеор"М1, баллистический вычислитель БВ-62, комплекс управляемого вооружения 9К116-1 "Шексна". В боекомплект добавлен выстрел 3УБК10-2 с управляемой ракетой 9М117. Баллистический вычислитель БВ-62 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Пушка имеет теплозащитный кожух. Установлен двигатель В-55У мощностью 620 л.с. с инерционным наддувом. Радиостанция Р-123М заменена на Р-173.
Вариант с двигателем В-46-5М получил индекс Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса - Т-62М1-2 ( с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-2-1 ).

Т-62МД
- вариант танка Т-62М с комплексом активной защиты 1030М "Дрозд".

Т-62МК
- командирский вариант танка Т-62М. На нем дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, коротковолновая радиостанция Р-112 и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета.

Т-62МВ
- вариант танка Т-62М с навесной динамической защитой, принят на вооружение в 1985 году. Вариант танка с дизелем В-46-5М получил обозначение Т-62МВ-1.

бронирования существенно меньше.
В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых
башня изготавливалась литой с
приваренной крышей, башня Т-62 была
цельнолитой. Диаметр опоры башни был
увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус
танка был удлинен на 386 мм. В связи с
возросшими значениями массы, момента
инерции и момента неуравновешенности
пушки стабилизатор вооружения "Циклон"
оказался недостаточно мощным, поэтому
для Т-62 был разработан стабилизатор
"Метеор" и изменена конструкция
механизма поворота башни. Для уменьшения времени нахождения пушки в нестабилизированном положении угол ее снижения был увеличен до 6°, за счет более высокой башни и наклона вперед ее опоры.
Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое.
В отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2.
СУЗОВ
Владимир
Сергеевич

Служба в ДРА
08.80 - 24.03.1982
Геройски
погиб в бою
24 марта 1982 года
Воины "Афганцы"
Тюхтетского района
(проживающие в районе на 15.02.2009)
Бамбиза
Станислав
Станиславович
Служба в ДРА
30.04.82 - 31.10.83
Быстрянцев
Александр
Николаевич
Служба в ДРА
31.08.80 - 06.01.81
Гончаренко
Николай
Кузьмич
Служба в ДРА
10.85 - 05.87
Кравцов
Василий
Алексеевич
Служба в ДРА
28.04.83 - 15.12.84
Кухарчук
Сергей
Тимофеевич
Служба в ДРА
10.08.85 -11.05.87
Марченко
Николай
Николаевич
Служба в ДРА
7.05.87 - 1.01.89
Новиков
Юрий
Иванович
Служба в ДРА
8.02.87 -18.07.87
Пипин
Олег
Павлович
Служба в ДРА
02.85 - 11.87
Подземельный
Сергей
Геннадьевич
Служба в ДРА
18.01.80 -30.12.80
Ситник
Василий
Евгеньевич
Служба в ДРА
13.05.83 - 24.06.85
Хуштюк
Василий
Васильевич
Служба в ДРА
14.05.88 -13.08.88
Шидловский
Федор
Иванович
Служба в ДРА
22.01.80 - 16.11.80
Шумеев
Анатолий
Александрович
Служба в ДРА
04.85 - 05.87
Яндовко
Николай
Иванович
Служба в ДРА
13.05.83 - 15.05.84
Детское объединение "Компьютерный дизайн"
с. Тюхтет, Красноярский край
Руководитель: Юрий Максимов
ymaxtyhtet@mail.ru
2009 год - 20 лет
со дня вывода Советских войск
из республики Афганистан
Hosted by uCoz